Применительно к ошеломительному успеху «Ростова» в квалификации к Лиге чемпионов важно поговорить ещё об одной вещи. Почти год назад ВЦИОМ отчитался о том, что интерес россиян к футболу достиг исторического минимума - более 70% респондентов честно признались, что безразличны к футболу. Есть подозрение, что очередной провал сборной лишь добавил число безразличных: всё дело в том, что большая часть россиян, так или иначе знающих, что такое футбол, - пассивные болельщики. Они активизируются во время крупных турниров, некоторые даже выучат несколько фамилий игроков, другие будут смешно их коверкать (когда я учился в школе, в моде были футбольные анкеты - вы должны их помнить. Один из одноклассников, который мало интересовался футболом, написал мне в анкете, что его любимый футболист - Александр Пиджаков). Мы убедились в этом нынешним летом - петицию о роспуске сборной подписал почти миллион человек, а написал её человек, который, мягко говоря, не самый большой футбольный болельщик.
Со старта сезона модно задавать вопрос: а где вообще весь это бесчисленный миллион подписчиков, почему стадионы Премьер-Лиги, не говоря уже о ФНЛ, не заполняются? Всё дело в этой пассивности - завлечь на стадион нас по-прежнему могут или небывалые победные серии, или имя соперника, что хорошо видно на примере ранних стадий Кубка России. Приучить себя ходить на стадион постоянно мы не можем, мы слишком разуверились в том, что это хороший способ провести время.
Да, наши стадионы, в том числе и ростовский, больше приспособлены под съёмки хоррор-кино, чем под многотысячный хруст семечек под футбол. Да, посетители наших стадионов часто люди специфичные, а иногда просто не знающие элементарных основ культуры. Но тут необходимо понимать: спрос рождает предложение, а конкуренция - чистоту рядов. Чем больше людей будет ходить на стадион, тем больше вероятность, что владельцы клуба начнут хоть как-то шевелиться, чтобы улучшить сервис. Чем больше людей будет ходить на стадион, тем менее заметны и значимы станут местные фрики.
В августе мы увидели то, о чём вздыхали этим летом. На чемпионате Европы мы увидели чудо сборной Исландии, команды, лучшим качеством которой была встроенная в характер система. В «Ростове» мы увидели такую систему и получили то, о чём вздыхали, - наше собственное маленькое футбольное чудо, написанное вопреки всем канонам сценариев. Больше того: мы увидели то, что в качестве неподтверждённого собственным примером предположения храним уже несколько лет: если стадион в состоянии коллективного делирия, то сама игра смотрится совершенно иначе. Атмосфера решает очень многое - российский футбол вдруг (кто бы мог подумать!) становится местами очень интересно смотреть.
И вот это, возможно, самый важный побочный эффект ростовского сумасшествия. Два года назад на домашние матчи с «Амкаром», «Уралом» и «Торпедо» здесь приходили 3−5 тысяч зрителей, вчера на четвертованный владельцами «Олимп-2» старалась залезть половина города. Нет ничего плохого и ничего хорошего в этом - это просто российская реальность пассивного боления. Реальность, которую - такой уж уникальный шанс выпал - «Ростов» может хотя бы попытаться начать менять. Матчи с «Амкаром» и «Томью» могут смотреться привлекательнее, если на них будет такой же пожар, как вчера на трибунах в Ростове-на-Дону. Ходить на них и яростно болеть за своих стоит хотя бы потому, что в таких играх мотивация от трибун куда важнее, чем на «Аяксе», который «Ростов» был готов порвать на куски хоть на Луне.
«Ростов» ставит большой футбольный эксперимент - возможно ли вообще менять сознание наших болельщиков с пассивного на активное, заставить их жить родным стадионом, а не именем соперника. Свой следующий домашний матч команда проведёт против «Крыльев Советов» - снова не самая впечатляющая вывеска, да и соперник предпочитает закрытый футбол, но будет просто неблагодарно по отношению к совершившей невозможное и подарившей городу неделю сладких выходных команде, если «Олимп-2» не заполнится до краёв. Если это всё же случится, то первый шаг к успешному исходу эксперимента будет сделан. Футбол тем и хорош, что является вечным источником делирия, и у ростовской фанатской базы есть шанс первыми на периферии понять, что сходить с ума по команде, обсуждать её игры, слухи и события в транспорте, парках, кафе и дома за ужином - занятие слишком самодостаточное, чтобы делать это лишь после больших побед, а не постоянно. Если Ростов действительно папа, то кто, как не отец, научит остальных болеть за своих активно.