'В России 56 видов, приносящих рейтинг и деньги'. Экономика в спорте на ПМЭФ

Дворкович: Инвестируем в спорт на десятки лет вперед

«Советский спорт» привнес в Петербургский международный экономический форум спортивную составляющую. Мы во второй его день продолжили турнир по настольному футболу, а главное - организовали и провели полуторачасовой подробнейший разговор на сессии «Экономика спорта: эффективное сотрудничество государства, медиа и бизнеса». Ее модерировал, направлял заместитель гендиректора Издательского дома «Советский спорт» Игорь Столяров.

- Мы инвестируем в спорт на десятки лет вперед - начал вице-премьер России Аркадий Дворкович. - Сочи теперь - новый город, новый центр притяжения для мероприятий любого рода, инфраструктура будет работать долгие годы. Но потребуется как минимум еще пять лет, чтобы загрузить эту инфраструктуру событиями. Мы каждый год инвестируем в тысячу спортивных объектов в стране. Но деньги налогоплательщиков не бесконечны, и мы стремимся разделить нагрузку с бизнесом. Очевидного результата инвестиций пока нет, но мы осознанно встали на этот путь. Начинать нужно с детского спорта, с массового. Нельзя стартовать с конца. Поэтому мы и олимпийцев растим, и массовый спорт развиваем.

- Какой критерий в приоритете при оценке развития массового спорта?
- Десять лет назад всего 20 процентов населения России постоянно занимались спортом, а при этом очень высок был уровень потребления алкоголя, табака. Мы поставили задачу до 50−60 процентов. Когда достигнем этой планки, можно будет говорить и о привлечении бизнеса в спорт. Доля бизнеса будет расти, но в ближайшее время продолжит оставаться достаточно низкой. Потому что это направление развивается почти с нуля.

- Для развития спорта важны не только будущие шаги государства, но и уже принятые решения: например, детали градостроительного кодекса, - вступает в беседу трехкратный олимпийский чемпион, прославленный борец Александр Карелин. - Кодекс вроде бы не относится к спорту, но в нем прописано: если строится детский сад - там есть бассейн, если школа - рядом общедоступные спортивные площадки.

Ротенберг: Коммерческая выручка СКА - миллиард рублей

Один из иностранных гостей «Советского спорта» - Майкл Пэйн, основоположник олимпийского маркетинга. Под его руководством МОК добился феноменального роста спонсорского дохода.

- Майкл, за 20 вашей работы в МОК спонсорских денег было привлечено очень много - порядка 15 миллиардов долларов.
- Спонсорство появилось как возможность засветиться за счет спортсменов. На Олимпиаде нет рекламы на стадионах, мы привлекаем компании иначе. Некоторые говорили: если нет рекламы, нас это не интересует. Но мы объясняли: нет-нет, возможности есть, и их гораздо больше. Потенциал не только в рекламных объявлениях, а в ассоциации со спортом. В 80-е годы мы подписывали первый контракт на 15 миллионов долларов. А недавно было объявлено о контракте с одной из компаний на 1,6 миллиарда долларов ­­- вот показатель уровня развития.

Еще один пример бурного роста, и тоже с очень наглядными цифрами привел вице-президент ФХР Роман Ротенберг. Ту же должность он занимает и в хоккейном клубе СКА - лидере нашего хоккея в плане бизнеса.

- Пять лет назад, когда мы пришли в СКА, мы взяли за основу лучшие примеры: «Реал», «Барселона», «Челси», хоккейный «Торонто», - вспоминает Ротенберг. - Сейчас мы самые успешные не только в России, но и в Европе: коммерческая выручка была меньше 100 миллионов рублей, сейчас - миллиард рублей. Конечно, нужно отдать должное «Зениту», который проложил нам дорожку, приучил Петербург болеть.

- Роман, в ваших ли силах научить весь профессиональный спорт зарабатывать так, как СКА?
- Это можно сделать, но есть и специфика: модель СКА не сработает в Москве, например. Но во главе угла всегда семьи, за детьми приходят родители. То же самое мы пытаемся привнести и в Федерацию хоккея России: в итоге арены на домашнем чемпионате мира были заполнены на 93 процента.

Канделаки: Женщины с удовольствием смотрели Алису Знарок

Хоккейная тема - основная, еще и потому что у нас в гостях легендарный канадец Фил Эспозито, участник Суперсерии-1972, член Зала хоккейной славы.

- В свое время я хотел создать хоккейную команду во Флориде, и меня считали психом. Но я поехал в Японию и нашел инвесторов для этого проекта, - теперь эту историю Эспозито вспоминает уже с улыбкой. - Я приехал в Сочи через год после Олимпиады и был восхищен. Считаю, что вложения государства в спорт - это как раз то, что нужно.

У генерального продюсера «Матч ТВ» Тины Канделаки самый свежий пример - тоже хоккейный, ведь очень показательны итоги нашего чемпионата мира.

- У чемпионата мира по хоккею были отличные рейтинги, даже с учетом того, что, например, матч за третье место Россия - США показывали одновременно и «Матч ТВ», и Первый канал, - Канделаки произносит это с гордостью. - Управляет рынком женская аудитория. Во время чемпионата мира мы дали возможность Алисе Знарок дебютировать на телевидении - и как раз женщины с удовольствием это посмотрели.

- К сожалению, в России всего пять-шесть видов спорта, которые дают рейтинг, - продолжает Тина. - По идее мы должны покупать права на трансляции внутренних соревнований у федераций, но они не приносят рейтинга, соответственно и денег. Футбол, хоккей, биатлон, бои, формула-1 популярны. Надеюсь, вырастут и другие виды спорта. В этом году лучше стали смотреть хоккей, баскетбол. Мы инвестируем в гимнастику - хотим, чтобы ее смотрели. К сожалению, не смотрят фигурное катание - потому что шоу убили интерес к реальному спорту. Надеюсь, года через три мы изменим ситуацию.

Главные слова других участников сессии «Советского спорта» на ПМЭФ.

Сергей Куприянов, пресс-секретарь Председателя правления «Газпрома»:

- «Газпром» - не та компания, которая продает что-то в розницу. И то, что мы делаем в спорте - тоже не рассчитано на сиюминутный эффект. Спортивные проекты создают необходимый контекст для делового партнерства. После того как мы стали титульным партнером «Шальке», нас стали лучше узнавать. И ассоциативная связь с нашим брендом поменялась: теперь о нас думают как о стабильном надежном партнере.

Хабиб Нурмагомедов, один из лучших бойцов ММА в мире.

- Смешанные единоборства - без преувеличения самый развивающийся вид спорта в мире. В Америке он развивается более двадцати лет, у нас развитие началось всего несколько лет назад. Но очень радует, что, например, благодаря компании FightNights нас ждет возвращение Федора Емельяненко.

Ма Гуоли, вице-председатель LeSports.

- Руководитель Китая - большой любитель футбола, но вряд ли футбол развивается в стране только за счет этого. У нас быстро растет экономика, денег в стране гораздо больше, чем раньше. Увеличивается и спрос на спорт.

Хун Ли, Председатель Shankai Sports.

- После успешной работы на Олимпиаде-2008 я создала компанию, которая продвигает спорт. До этого никто не стал бы слушать наши бизнес-планы, но в 2010-м ФИФА вдруг расстелила перед нами ковровую дорожку. Чтобы мы работали на чемпионате мира в ЮАР, ФИФА дала нам даже частный самолет.

После 2008-го китайские компании поняли, что спорт - очень серьезный инструмент. К тому же благодаря экономическому росту многим понадобилось развиваться на международном уровне, а спорт - возможность срезать путь к узнаваемости во всем мире. Но и поддержка государства очень важна. Дело даже не в том, что наш глава - болельщик. Раньше требовалось разрешение на проведение любого спортивного мероприятия, сейчас государство меньше вмешивается - и происходит бурный рост.

Александр Жуков, Президент Олимпийского комитета России.

- Многие задавали вопрос, зачем Китаю зимние Олимпийские игры. Ответ прост: за счет них китайцы собираются привлечь к занятиям зимними видами спорта 300 миллионов человек. Главный бренд в мире - олимпийские кольца. Бренды олимпийских комитетов в США, Великобритании и Канаде помогают собирать спонсоров, финансировать все развитие спорта. Мы стараемся идти по тому же пути и привлекать новых партнеров. Рассчитываем на рывок благодаря Олимпиаде в Рио и следующим Играм - в Корее.